Состоялся краевой семинар «Свой, чужой, другой»

7 октября 2014 года на базе ГБОУ СПО «Ставропольский строительный техникум» прошёл семинар для руководителей психологических служб образования, руководителей методических объединений психологов районов и городов края, психологов учреждений профессионального образования по теме: «Свой, чужой, другой».

Семинар был организован ГБОУ «Краевой психологический центр» и направлен на решение следующих задач:

Директор центра - Заика Елена Васильевна открыла мероприятие, предложила обсудить актуальные проблемы поликультурных отношений в образовательной среде с профессиональной позиции, обозначив важность данной темы для образовательных учреждений края.

Первая часть семинара началась с выступления заместителя директора по организационной работе Краевого психологического центра Гладченко Ларисы Геннадьевны, которая в своем докладе обозначила актуальные проблемы в деятельности психолога в условиях поликультурной среды. Затем доцент кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета Багдасарова Анна Борисовна представила этническую карту Ставрополья в историческом развитии. Доцент кафедры воспитания, социализации и развития личности Ставропольского государственного педагогического института Бобренко Ольга Сергеевна рассказала об особенностях медиации межкультурных (межнациональных) конфликтов. Координатор психосоциальных программ по работе с беженцами и вынужденными переселенцами Павлова Ольга Викторовна поделилась опытом работы по адаптации и интеграции беженцев и вынужденных переселенцев. Кандидат Международной психоаналитической ассоциации и супервизор Михайловского психологического центра Корюкин Алексей Михайлович предложил участникам психоаналитический взгляд на конфликт, показал влияние внутриличностного конфликта на построение отношений в группах.

Важной особенностью семинаров в сообществе психологов края является обязательное обсуждение докладов в малых дискуссионных группах.

Во второй части семинара участники посмотрели и обсудили отрывки из художественного фильма «Агора» (реж. А. Аменабар, 2009г.), в котором проиллюстрировано поведение учителя в ситуации конфликта больших социальных групп. Обсуждение провёл Пешков Сергей Николаевич. Экспертами при обсуждении выступили:

Отрывки из фильма вызвали много чувств и мыслей, поэтому обсуждение получилось живым и напряжённым. Было отмечено, что самым важным и сложным в ситуации любого социального конфликта (а межнационального особенно) является способность сохранять нейтральность и способность размышлять. В межнациональном конфликте на личность оказывается чрезмерное давление, когда человек должен не думая «ввязываться в драку» по факту своей национальной принадлежности. Татьяна Николаевна охарактеризовала особенности межэтнического конфликта с точки зрения социальной психологии. На примере главных героев коснулась вопросов о факторах инициирующих конфликты, состоянии сознания человека в ситуации эскалации конфликта, механизмах воздействия толпы на человека. Елена Алексеевна обратила внимание на моменты фильма, в которых демонстрируется главное призвание учителя в любой ситуации, в любые времена – пробуждать мышление, познавать вместе с учениками мир и себя в мире. Алан Русланович обратил внимание на интенсивность и текучесть идентичности человека в напряжённые моменты, в моменты социальных переломов. Сергей Геннадьевич сосредоточился в своём выступлении на глубинных метафорах и образах фильма, на том, как во внешних, межгрупповых динамических процессах отражаются внутриличностные конфликты, и наоборот, как часто отдельные люди используют семьи, рабочие коллективы и нации для отыгрывания своих страхов и желаний.

Подводя итоги семинара, представители ВУЗов и руководители методических объединений педагогов-психологов говорили о важности и своевременности темы семинара, о необходимости организации системы работы образовательных учреждений по развитию поликультурных отношений. Психологи предложили Краевому психологическому центру организовать семинары по профилактике межнациональных конфликтов, по работе с детьми-беженцами.