Обучая, помогаем: продолжается реализация проекта ГБОУ «Краевой психологический центр» «Шаг навстречу» по обучению студентов-волонтеров

Обучая, помогаем: продолжается реализация проекта ГБОУ «Краевой психологический центр» «Шаг навстречу» по обучению волонтеров из числа студентов, обучающихся педагогическим специальностям в ВУЗах для оказания помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с проблемами в развитии.

На протяжении четырех лет специалисты ГБОУ «Краевой психологический центр» проводят обучение отряда волонтеров «Шаг навстречу» из числа студентов, обучающихся педагогическим специальностям в ВУЗах, для оказания социально-трудовой и психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с проблемами в развитии.

Данный проект, ГБОУ «Краевой психологический центр» реализует совместно с ГБОУ ВО «Ставропольский педагогический институт» и Ставропольской городской общественной организацией инвалидов «Вольница» в рамках реализации мероприятий Комплекса мер Ставропольского края по содействию Ставропольскому краю в поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, на 2022-2023 годы.

За время реализации проекта специалистами были подготовлены 40 студентов-волонтеров для оказания активной помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, более 20 семей получили психолого-педагогическую помощь.

Для эффективной реализации проекта ГБОУ «Краевой психологический центр» была разработана программа подготовки волонтеров, объемом 160 часов, направленная на ознакомление студентов-волонтеров с технологиями психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Программа включает в себя 4 раздела: психолого-педагогический, медицинский, супервизионный и практический.

Содержание разделов программы направлено на ознакомление студентов-волонтеров с технологиями и программами работы с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, с учетом особенностей и потребностей их развития; понимание особенностей реализации программ ранней диагностики и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям; осознание причин возникновения нарушений в развитии, понимание причинно-следственных связей физиологических, медицинских, социальных и других факторов в возникновении состояний, ограничивающих здоровье детей раннего возраста.

Практический блок программы предусматривает прохождение стажировки волонтеров в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями в развитии, где студенты имеют возможность эффективно применить полученные знания на практике, во взаимодействии с детьми и родителями. Четвертый раздел программы, супервизионный, предусматривает создание условий для осмысления студентами-волонтерами полученного теоретического и практического опыта через такую форму работы как групповые супервизии.

Опыт показывает, что сочетание таких форм обучения как лекции, практические занятия, дискуссии, супервизии, стажировки, делают программу подготовки волонтеров эффективной. По окончанию обучения студенты-волонтеры приобретают теоретические знания об особенностях психического развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, особенностях психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста и их родителей в службах ранней помощи, имеют специальные знания о содержании коррекционной работе специалистов ранней службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, получают навык проектирования и организации деятельности с учетом особенностей и потребностей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Всем студентам-волонтерам по окончании обучения выдаются сертификаты.