27 октября 2015 года прошла краевая конференция «Культура конфликта в образовательной организации»

В мероприятии приняли участие 94 специалиста: руководители районных и городских методических объединений педагогов-психологов, психологи школ города Ставрополя, представители психологических центров, ведущих ВУЗов и министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.

Участникам предложили проанализировать теоретические и практические ресурсы специалистов сферы психического здоровья в профилактике и разрешении конфликтных ситуаций. Формат конференции позволил создать пространство для исследования ограничений и возможностей профессионального взаимодействия педагогов и психологов в профилактике и разрешении конфликтов, определения этических принципов для специалистов образовательных организаций.

С приветственным словом выступила директор Краевого психологического центра Елена Васильевна Заика. Заместитель директора по организационной работе Центра Лариса Геннадьевна Гладченко в своём выступлении сосредоточилась на этических аспектах конфликта. Новшеством этой конференции стало использование записанного видео доклада. Это позволило нам услышать Екатерину Евгеньевну Лоскутову (Ройтлинген, Германия), которая раскрыла одно из сложнейших понятий в теоретической и практической психологии – «проекция». Андрей Анатольевич Склизков, в специально подготовленном для нашей конференции выступлении, раскрыл возможности использования для понимания конфликтного взаимодействия групп-аналитической концепции «матрица». Борозинец Наталья Михайловна рассказала о медиации как способе профилактики жестокого обращения с детьми и обратила внимание участников конференции на практические аспекты разрешения конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Через призму феномена обиды проанализировала конфликт Ольга Сергеевна Никабадзе, что позволило выделить новые теоретические и практические возможности предупреждения и разрешения конфликта. Сергей Николаевич Пешков затронул вопрос об эмоциональной составляющей ситуации конфликта, способности конфликтующих сторон и специалистов переносить и контейнировать чувства, которые часто являются чрезмерными и кажутся невыносимыми.

После обсуждения докладов в дискуссионных группах, участники смогли перейти к практической части конференции, которую провели сотрудники Краевого психологического центра.

Анна Павловна Левченко провела методический разбор случая из практики школьного психолога. Марина Михайловна Начкебия познакомила с такой формой профессиональной поддержки как балинтовская группа. Олеся Алексеевна Кумейко организовала просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Класс коррекции», а Наталья Геннадьевна Тормосина провела мастер-класс «Устойчивость в конфликтной ситуации: обрести и не потерять…».

Основной идеей организаторов конференции было понимание конфликта как естественного условия существования взаимодействующих людей, инструмента развития образовательной организации, иногда, имеющего деструктивные последствия. Причины конфликта, могут быть разные, как сознательные, так и бессознательные. Также конфликт может быть отражением внутриличностных проблем человека, связанных с обидой, гореванием, тревогой которые порой разыгрываются во взаимодействии с другими.

Школа, детский коллектив – эта большая группа, которая функционирует как целое по определенным законом. Конфликт в группе всегда имеет свою индивидуальную историю развития, в которой переплетаются различные уровни: личный, семейный, профессиональный, национальный и другие.

Понимание психологических механизмов конфликта позволит в дальнейшем специалистам образовательных организаций, педагогам и психологам применять эти знания для профилактики и разрешения возникающих конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Что будет способствовать повышению культуры поведения участников образовательного процесса.

Отдельно выражаем благодарность администрации МБОУ СОШ №64 города Ставрополя за активное участие в подготовке и проведении краевой конференции.