Первая Ставропольская биеннале профессионального мастерства прошла 17 февраля 2015 года

17 февраля 2015 года специалисты ГБОУ «Краевой психологический центр» провели биеннале профессионального мастерства. Цель мероприятия: презентация опыта практической работы специалистов психологических центров.

Слово «биеннале» обозначает выставку, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года. Работа практических психологов, социальных педагогов, логопедов и дефектологов всегда на границе между наукой, ремеслом и творчеством, поэтому биеннале стала площадкой презентации самого ценного и интересного в работе психологических центров. Мероприятие полностью оправдало выбранную тему – «Профессиональный калейдоскоп». К участию в мероприятии впервые были приглашены логопеды, дефектологи и социальные педагоги. Каждый имел возможность увидеть и услышать более десяти выступлений и поучаствовать в работе мастерской. Всего на мероприятии присутствовало 128 человек.

Началась встреча с приветственного слова директора ГБОУ «Краевой психологический центр» Елены Васильевны Заика. В нем особое внимание было уделено важности мероприятия для дальнейшего развития эффективного взаимодействия профессионального сообщества психологической службы образования края.

Далее состоялись презентации центров. В настоящий момент в крае профессионально осуществляют свою деятельность 11 психологических центров. Перед руководителями стояла сложная задача. Им нужно было за пять минут рассказать о деятельности организации и ее уникальности. Жёсткий лимит времени заставил отказаться от всего лишнего, поэтому презентации получились душевными и живыми. Особо хочется обратить внимание на атмосферу, которая образовалась в зале, было много поддержки, интереса, шуток.

Себя и центры представляли:

  • Миронова Л.В., директор МБОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Невинномысска;
  • Корюкина Е.Н., директор ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Михайловска;
  • Крицкая Е.М., директор МБОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛИРА» г. Георгиевска;
  • Салахутдинова Е.С., директор МОУ Муниципальный центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» г. Буденновска;
  • Ткаченко С.Л., директор МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» с. Кочубеевское;
  • Попова Е.В., заместитель директора по коррекционно-методической работе ГБОУ «Краевой психологический центр» г. Ставрополя.

После презентаций участники перешли к работе в параллельных секциях. Это тоже было новинкой - объединить представление опыта специалистов общей темой.

Секция №1. Опыт оказания комплексной помощи

«Работа мультидисциплинарной бригады специалистов в ОУ» - Звягинцева Н.Ю., социальный педагог ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Михайловска;

«Опыт работы мобильной бригады в ситуации критического инцидента» - Кумейко О.А., педагог-психолог ГБОУ «Краевой психологический центр» г. Ставрополя.

Секция №2. Психологическое сопровождение семьи

«Коучинг для родителей» - Бахмат Н.И., педагог-психолог МБОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Невинномысска;

«Нарушение структуры семьи и способы работы с ними» - Казакова Л.М. и Барткова Н.В., педагоги-психологи МБОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛИРА» г. Георгиевска.

Секция №3. Психологическая помощь детям

«Работа со сказкой» - Лось И.А., педагог-психолог филиала ГБОУ «Краевой психологический центр» в с. Донское;

«Комплексный подход в работе педагога-психолога с детьми с СДВГ и их окружением» - Сушкова Е.В., педагог-психолог МБОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛИРА» г. Георгиевска.

Секция №4. Современные технологии в работе логопеда и дефектолога

«Современные технологии коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в системе преодоления нарушений связной речи у детей-логопатов: интегративный подход» - Лабер С.Б., педагог-психолог, Соляр Т.В., учитель-логопед МОУ МЦППРК «Росток» г. Буденновска;

«Современные технологии работы с детьми с системными нарушениями речи» Аверина Е.П., Сёмина О.В., учителя-логопеды ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Михайловска;

«Дискуссионная группа» - Гопкало Г.М., учитель-дефектолог ГБОУ «Краевой психологический центр» г. Ставрополя.

Завершилась наша профессиональная встреча работой мастерских:

«Интерактивная игра для родителей» Тупица Л.П., педагог-психолог ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Михайловска;

«Профилактика рискованного поведения в молодежной среде» Волынец С.В., педагог-психолог, Макарян Т.В., социальный педагог ГБОУ «Краевой психологический центр» г. Ставрополя;

«Балинтовская группа как форма поддержки педагогов» Начкебия М.М., педагог-психолог ГБОУ «Краевой психологический центр» г. Ставрополя.

Секция мастер-классов для логопедов и дефектологов:

«Пескотерапия в работе логопеда» - Бережная Н.Г., учитель-логопед МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» с. Кочубеевское;

«Пальцы помогают говорить» - Бочарова М.Н., учитель-логопед филиала ГБОУ «Краевой психологический центр» в с. Летняя Ставка;

«Опыт работы учителя-дефектолога по формированию мышления у детей с нарушением интеллекта (ОВЗ)» - Голяндина Н.А., учитель-дефектолог МБОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Невинномысска.


В таком формате психологические центры края не встречались никогда. Открываются ресурсы выбранной формы, о которых мы изначально не могли и предположить. В каком-то смысле эту встречу можно назвать началом длительного проекта «Биеннале» и возможностью каждые два года представлять новые профессиональные идеи. Перед биеннале был сбор всех руководителей центров. Теперь потребуется анализ и обсуждение результатов, чтобы совместно развивать профессиональное пространство и сообщество.

Биеннале может стать площадкой для дискуссии по актуальным профессиональным и социальным вопросам. Ведь, кроме спортивного азарта, радости совместного творчества на прошедшей встрече возникло много существенных вопросов, связанных с организацией и содержанием работы учреждений, от которых зависит успешность всей психологической службы образования края. В частности:

  • Как соотносить этические принципы и правила работы?
  • Как наладить систему взаимодействия специалистов в кризисных ситуациях?
  • Как повышать квалификацию начинающих специалистов? и т.д.

Все эти вопросы и переживания показывают, что мероприятие удалось, поэтому будем ждать следующую биеннале, которая состоится через два года.

Особую благодарность хотелось бы выразить директору специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 33 - Егоровой Светлане Владимировне, на базе которой было проведено наше мероприятие, и специалистам.