Служба ранней помощи семьям,
воспитывающим детей с нарушениями в развитии
Информация для специалистов
Нормативные документы федерального уровня
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
- План мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
- Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.
- Методические рекомендации по определению критериев нуждаемости детей в получении ими услуг ранней помощи и по созданию программ ранней помощи детям в субъектах Российской Федерации.
- Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2021 года №3711-р.
- Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 года №122-р.
- Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
Нормативные документы регионального уровня
- Модель межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи детям с нарушениями развития или высоким риском возникновения нарушения развития и их родителям (законным представителям) в Ставропольском крае.
- Протокол поручений по итогам заседания совета при Правительстве Ставропольского края по вопросам попечительства в социальной сфере.
- Приказ МОСК «Об организации деятельности служб ранней помощи детям с нарушениями развития или высоким риском возникновения нарушения развития и их родителям (законным представителям) в организациях, подведомственных министерству образования Ставропольского края».
Методическое обеспечение деятельности Служб ранней помощи
- Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Методические рекомендации по определению критериев нуждаемости детей в получении ими услуг ранней помощи и по созданию программ ранней помощи детям в субъектах Российской Федерации.
- Краткое руководство по методам ранней помощи.
- Рекомендации по созданию системы ранней помощи в регионах РФ.
- Служба ранней помощи справочно-методические материалы.
- Технология раннего вмешательства.
- Эффективные практики ранней помощи. Опыт реализации программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в субъектах Российской Федерации.
- Сборник материалов по эффективным технологиям раннего вмешательства в системе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Брошюра по раннему выявлению признаков РАС.
- Примерная методика оценки качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям.
- Примерный стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям.
- Служба ранней помощи. Справочно-методические материалы.
- Учебно-методическое пособие «Семейно-ориентированная помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семьям: региональный опыт и практика».
- Психологическая поддержка родителей. Теория и практика работы специалистов.
- Лекция А. Ежова «Симптом ребенка как способ коммуникации».
- Лекция Антона Ежов «Эмоции ребёнка: как мы с ними обходимся». Проект РЕБЕНОК.
- Лекция А. Покрышкина «Как дети общаются друг с другом».
- Трудности глазами ребенка, лекция профессора, психолога Елены Владимировны Куфтяк.
- Как устроено мышление ребенка? Лекция психолога Евгения Крашенинникова.
- Школьный буллинг: причины и последствия, Надежда Владимировна Мазурова.
- Школа без буллинга, лекция Ольги Бочковой.
- Аутизм: сотрудничество в интересах ребенка, лекция дефектолога Оксаны Минаевой в МИП.
- Аутизм и микробиом, лекция Екатерины Мень от 12 декабря 2019 года.
- Лекция Наталии Устиновой «От аутизма к РАС: эволюция взглядов и представлений».
- Лекция Т. Пуйда «Развод родителей глазами ребенка». Проект РЕБЕНОК.
- Мастер-класс Т.С. Пуйда «Секреты и особенности детской психотерапии».
- Всероссийская научно-практическая конференция: «РАННЕЕ ДЕТСТВО...» 1 день.
- Всероссийская научно-практическая конференция: «РАННЕЕ ДЕТСТВО...» 2 день.
- Причины эмоциональных срывов у мам и способы самопомощи. Лекция Юлии Долговой.
Учителям-логопедам
- Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты.
- Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)».
- Поваляева М.А. Настольная книга логопеда.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет.
- Стребелева Е.А., Белякова Ю.Ю., Браткова М.В. и др. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов.
Учителям-дефектологам
- Информационные материалы по раннему выявлению признаков нарушения здоровья детей.
- Электронный банк коррекционно-развивающих методик для работы с детьми раннего возраста.
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки.
- Закревская О.В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекция отклонений в развитии детей раннего возраста.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога-дефектолога.
Педагогам-психологам
- Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
- Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка.
- Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта (исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма).
- Применение холдинг-терапии в коррекции раннего детского аутизма.
- Белопольская Н.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии.
- Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей.
- Смирнова Е.О., Орлова И.А., Нестерова И.В. Психологическая служба раннего возраста (на примере ДОУ №47).
Видеоматериалы
- Ранняя помощь - обзор современных принципов и подходов.
- Учебно-методический фильм «Ранняя помощь детям с особенностями в развитии на базе домов ребенка».
- Ребенок до года Общение и развитие.
- Ранние отношения.
- Методы работы с людьми с ЗПР, ОВЗ и СДВГ.
- Взаимосвязь логопеда и невролога в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
Материалы круглого стола (21 августа 2018 года)
Материалы ВКС 13.11 «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям»
Материалы семинаров