Информация о реализации мероприятия «Создание мобильных служб для сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов»

В рамках реализации подпрограммы «Право быть равным» государственной программы Ставропольского края «Развитие образования на 2015-2017 годы» в 2015 году в филиалах ГБОУ «Краевой психологический центр» в с. Александровском Александровского района, с. Летняя Ставка Туркменского района были созданы мобильные службы для сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. В состав мобильных служб вошли педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.

В прошедшем году специалистами филиалов было осуществлено сопровождение трех семей, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих на территории Александровского, Туркменского муниципальных районов Ставропольского края. Специалистами оказана психолого-педагогическая помощь четырем детям-инвалидам, воспитывающимся в этих семьях.

Сопровождение семей было направлено на психологическую поддержку самих родителей, оказание помощи в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка, формирование у родителей возможности видеть положительные стороны ребенка, его достижения, успехи, развитие, а не только его нарушения и некомпетентность в каких-то ситуациях, на обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с детьми, повышение психологической культуры родителей.

С целью оказания качественной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами были разработаны индивидуальные программы оказания психолого-педагогической помощи для каждого ребенка исходя из его индивидуальных особенностей развития. Каждая программа рассчитана на 72 часа, 24 занятия.

В ходе работы мобильных служб специалистами использовались различные формы работы: индивидуальная диагностика детей и консультирование родителей, индивидуальные игровые сеансы, индивидуальные занятия с детьми и их родителями. Все формы работы предполагали присутствие и активное участие родителей в реализации индивидуально-ориентированной программы.

Деятельность специалистов, направленная на оказание комплексной помощи семье, велась с учетом следующих принципов психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития: стимуляции и поддержки игровой деятельности, недирективности в игровом взаимодействии с ребенком, уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку, адекватности используемых специалистами игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка, оптимальной организации игровой среды.

С целью осуществления сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов на качественном, профессиональном уровне, оказания эффективной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам ГБОУ «Краевой психологический центр» было организовано профессиональное сопровождение специалистов, включенных в работу мобильных служб. Супервизором центра Башкатовой С.Н. было проведено 42 индивидуальных и групповых супервизии.

Анализ работы мобильных служб для сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов позволяет сделать выводы о том, что поставленные цели и задачи были достигнуты. В ходе работы Службы осуществлено обучение родителей приемам адекватного взаимодействия с ребенком, направленное, в том числе, на нормализацию внутрисемейных отношений, расширение социальных контактов семьи, повышение доступности оказываемых реабилитационных услуг маломобильным детям-инвалидам.